Астрономическое образование с сохранением традиций
НЕМНОГО ИСТОРИИ О ГАИШ И САО...
Древнейшие Аланские храмы в окрестностях Архыза





Вид храма до реставрации
           Средний Зеленчукский храм, как и другие Верхнекубанские церкви, относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Его интереснейшей особенностью является то, что композиционно он задумывался зодчим как "крест свободный" (так называемый croix libre), с двумя равными по длине ветвями креста. Эта архаичная форма храма позволяет отнести время его сооружения к концу IX века. В ходе строительства церкви первоначальный замысел архитектора изменился, и к центральной апсиде были пристроены две боковые апсиды, а западный рукав креста удлинен на величину модуля храма. Зодчий, очевидно, учел те изменения в византийской церковной архитектуре, которые происходили в ней после VI века, достигнув апогея к Х веку. К тому времени в Империи окончательно сложилось представление о храме, как "небе на земле", где снимаются противоречия между духовным и материальным в человеке. Заметно усложнилась церковная литургия, в связи с чем становится совершенно необходимым троечастие алтаря.
           Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Особый интерес представляет архаичная подковообразная форма люнетов над южным и северным входами, также указывающая на древность церкви. Прекрасная акустика в храме достигается с помощью голосников - системы глухих и сквозных отверстий в его сводах.
           В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1897 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения.

Средний Зеленчукский храм после восстановления. Вид с юго-запада.


Снимок 1897 года. Южная стена храма.
На переднем плане первый настоятель
Александро-Невского Зеленчукского
монастыря   игумен  Серафим.


           Интерьер храма был украшен великолепными фресками. Особенно много сохранилось их в экзонартексе - западном рукаве креста. Наибольший интерес по своей цветовой гамме и деталям костюмов представляют фрески с изображениями "Святых воинов".




На южной стене над дверью был изображен святой с крестом в руке. Предположительно - Константин Великий.




           Согласно свидетельствам Струкова и Нарышкиных, в центральной апсиде были найдены остатки престола, а также синтрон (каменная скамья для церковного клира) и солея. Нарышкины, побывавшие здесь в 1867 году, записали, также местное предание о некогда существовавшем в долине Б.Зеленчука византийском монастыре.
           Главный вход храма оформлен в виде высокого портала с арочным завершением. Известно, что каждая часть церкви имеет в глазах христиан свою определенную меру сакральной ценности, увеличивающуюся с приближением к алтарю. Поэтому перспектива храма, открывающаяся от главного входа, часто становилась предметом специального внимания зодчих. Возможно, поэтому византийский мастер, строивший храм, сделал западную ветвь креста шире восточной. Это сужение большого нефа к востоку создает зрительное ощущение перспективы, как бы преувеличивая в глазах входящих истинные размеры сооружения. Данный эффект усиливается и тем, что внутреннее пространство храма не загромождено столпами и открыто взору, а купол словно парит в небесной высоте, проливая сквозь окна мерцающий свет.
           Нельзя не отметить и строгую пропорциональную соразмерность здания. Так, полная высота храма соответствует его длине, а высота окон барабана равна радиусу купола. В целом же сопоставление архитектуры Северного и Среднего Зеленчукских храмов обнаруживает столько существенных совпадений, что это убедительно свидетельствует о принадлежности данных церквей к одному кругу византийского зодчества и небольшом хронологическом разрыве во времени их сооружения. При этом более скромный по своим размерам Средний храм мог быть собором, в котором молилось христианское население Нижне-Архызского городища - в отличии от храма Северного, бывшего в то время кафедральным собором всей Алании.
           Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. В конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом.


Южная стена в интерьере храма




© Текст:  А.А.Демаков      © Фото:  В.П.Романенко