Средний Зеленчукский храм, как и другие
Верхнекубанские церкви, относится к
крестовокупольному типу сакральных зданий. Его
интереснейшей особенностью является то, что
композиционно он задумывался зодчим как "крест
свободный" (так называемый croix libre), с двумя
равными по длине ветвями креста. Эта архаичная
форма храма позволяет отнести время его
сооружения к концу IX века. В ходе строительства
церкви первоначальный замысел архитектора
изменился, и к центральной апсиде были пристроены
две боковые апсиды, а западный рукав креста
удлинен на величину модуля храма. Зодчий,
очевидно, учел те изменения в византийской
церковной архитектуре, которые происходили в ней
после VI века, достигнув апогея к Х веку. К тому
времени в Империи окончательно сложилось
представление о храме, как "небе на земле", где
снимаются противоречия между духовным и
материальным в человеке. Заметно усложнилась
церковная литургия, в связи с чем становится
совершенно необходимым троечастие алтаря.
Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Особый интерес представляет архаичная подковообразная форма люнетов над южным и северным входами, также указывающая на древность церкви. Прекрасная акустика в храме достигается с помощью голосников - системы глухих и сквозных отверстий в его сводах. В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1897 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения. Средний Зеленчукский храм после восстановления. Вид с юго-запада.
Снимок 1897 года. Южная стена
храма.
На переднем плане первый настоятель Александро-Невского Зеленчукского монастыря игумен Серафим.
Согласно свидетельствам Струкова и Нарышкиных, в центральной апсиде были найдены остатки престола, а также синтрон (каменная скамья для церковного клира) и солея. Нарышкины, побывавшие здесь в 1867 году, записали, также местное предание о некогда существовавшем в долине Б.Зеленчука византийском монастыре. Главный вход храма оформлен в виде высокого портала с арочным завершением. Известно, что каждая часть церкви имеет в глазах христиан свою определенную меру сакральной ценности, увеличивающуюся с приближением к алтарю. Поэтому перспектива храма, открывающаяся от главного входа, часто становилась предметом специального внимания зодчих. Возможно, поэтому византийский мастер, строивший храм, сделал западную ветвь креста шире восточной. Это сужение большого нефа к востоку создает зрительное ощущение перспективы, как бы преувеличивая в глазах входящих истинные размеры сооружения. Данный эффект усиливается и тем, что внутреннее пространство храма не загромождено столпами и открыто взору, а купол словно парит в небесной высоте, проливая сквозь окна мерцающий свет. Нельзя не отметить и строгую пропорциональную соразмерность здания. Так, полная высота храма соответствует его длине, а высота окон барабана равна радиусу купола. В целом же сопоставление архитектуры Северного и Среднего Зеленчукских храмов обнаруживает столько существенных совпадений, что это убедительно свидетельствует о принадлежности данных церквей к одному кругу византийского зодчества и небольшом хронологическом разрыве во времени их сооружения. При этом более скромный по своим размерам Средний храм мог быть собором, в котором молилось христианское население Нижне-Архызского городища - в отличии от храма Северного, бывшего в то время кафедральным собором всей Алании. Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. В конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом. Южная стена в интерьере храма |
© Текст: А.А.Демаков
© Фото: В.П.Романенко
|