Для открытия страницы "ОКО ГАИШ" мы выбрали тему, являющуюся в определенной степени символом истории - египетские пирамиды и связанные с ними загадки и тайны.
Реальным и надуманным загадкам циклопических сооружений древности посвящено поистине необозримое количество материалов - статей, книг, кинофильмов, сайтов и т.д. Тем не менее, мы решили познакомить посетителей нашей страницы со специально подготовленными рефератами ряда статей. В пользу такого решения говорит следующее. Эти статьи были опубликованы в авторитетных академических изданиях. Их авторы предлагают довольно интересные, на наш взгляд, и мало обсуждавшиеся гипотезы, свободные от всевозможных фантазий о пришельцах, атлантах или волшебниках. В то же время эти материалы были опубликованы давно и поэтому вряд ли попали в Сеть. Как правило, любители Интернета не сидят в академических библиотеках, а завсегдатаи библиотек редко посещают популярные сайты. Поэтому распространение подобной информации представляется нам вполне оправданным. В конце концов, новое, как известно, - это хорошо забытое старое. Впрочем, мы не собираемся ограничиваться размещением на сайте старых статей и с удовольствием опубликуем присланные нам письма, содержащие интересные гипотезы, вопросы и замечания. В частности, в ближайшее время на странице ОКО ГАИШ будет размещена еще нигде не публиковавшаяся статья сотрудника ГАИШ Ю.Л.Менцина "Разговор с Богом из … конденсатора", в которой на материале одной из книг Ветхого Завета обсуждается возможность знакомства древних людей с некоторыми свойствами электричества.
Естественно, посетителей страницы ждут и другие темы, гораздо более близкие к современности.
Васильев А.А. К вопросу об исследовании пирамиды Хеопса: инженерно-технологический аспект //
Вопросы истории естествознания и техники. 1982. № 4. С. 87-96.
Статья является кратким изложением гипотезы о строительстве пирамиды Хеопса. Подробная разработка гипотезы содержится в рукописи инженера Анатолия Алексеевича Васильева "Некоторые проблемы исследования структуры и функций пирамиды Хеопса", депонированной в ИНИОН РАН (№ 7029 от 24.02.1981 г.).
Пирамида Хеопса издавна считается одним из чудес света, а история ее создания окружена множеством легенд. При этом до сих пор нет единого мнения относительного того, каким образом было возведено это гигантское сооружение и где находится (или находилась) мумия фараона Хеопса.
Внутри пирамиды находится целая система внутренних проходов - "лазов", связывающих между собой помещения - "камеры". Однако функция лазов не ясна. То ли это ловушки для грабителей, то ли наоборот, проходы, проделанные целыми поколениями грабителей пирамид. Внутри пирамиды есть две камеры, находящиеся выше линии горизонта, так называемые "камеры царя и царицы", а также еще одна камера, находящаяся в глубинах подземелья. В камере царя стоит саркофаг, размеры которого таковы, что он никак не может быть внесен в камеру через лазы, поперечное сечение которых слишком мало. Камера царицы имеет странную форму, напоминающую скворечник. не менее странен и вид большой галереи. Между тем, достижение такой "прихотливости" весьма трудоемко. Кроме того, непонятно, как эта "прихотливость" сочетается со строгостью внешней формы пирамиды? Автор статьи утверждает, что на все подобные вопросы нет единого ответа, который показал бы всю картину строительства, включая решение инженерных задач, например. Подъем на большую высоту многотонных каменных блоков. В то же время, сам факт невероятной прочности пирамиды, стоящей уже пять тысяч лет, отсутствие обвалов и в системе пустот говорит о том, что это сооружение было построено главным зодчим Хемиуном по очень разумному плану, в котором не было упущений и случайностей. В статье выдвигается гипотеза о том, что ключом к разгадке тайн пирамиды Хеопса является допущение существования внутри сооружения природной скалы, определившей и местоположение пирамиды и план строительств. На всех этапах строительства использовалась соответствующим образом обработанная скала, в которой проделывались необходимые проходы и помещения, в которых можно было сравнительно легко установить саркофаги и другие громоздкие предметы. После этого скала "облицовывалась" каменными блоками и плитами, которые закрыли все проходы и камеры. сделав место захоронения недосягаемым. При этом скалы меньшего размера были использованы для строительства соседних пирамид.
Васильев А.А. Немного о Баальбеке //
Вопросы истории естествознания и техники. 1983. № 2. С. 185-187.
Огромный интерес общественности к вопросу о существовании внеземных цивилизаций стал причиной появления в печати множества сообщений о якобы найденных свидетельствах посещения Земли инопланетянами. Одним из таких свидетельств считают так называемую Баальбекскую веранду - платформа, построенная из гигантских каменных блоков и являющаяся, по мнению ряда авторов, стартовой площадкой космических кораблей. Основным доводом в пользу внеземного происхождения "веранды" является утверждение о том, что блоки весом в 360 тонн было невозможно доставить и поднять без сверхмощной техники, которой у землян в древности не было. В статье приводятся аргументы в пользу того, что такая задача вполне могла быть решена без привлечения гипотезы о пришельцах из Космоса.
Автор статьи обращает внимание на множество отверстий, выдолбленных в наружных, боковых блоках платформы. Изготовление таких отверстий с поперечным сечением 15*15 см и глубиной 20-30 см является трудной задачей, поэтому они вряд ли могли служить для того, что в них вставляли факелы или деревянные штыри с идолами, как это предполагают некоторые историки. Во-первых, такую задачу можно было решить намного проще. Кроме того, если бы в отверстия вставляли факелы, то на поверхности блоков остались бы следы от огня. В статье предполагается, что эти отверстия служили для транспортировки, и (что особенно важно) для подъема блоков. Автор обращает внимание на то, что у римлян были подъемные устройства, способные поднимать тяжести до 20 тонн, поэтому вполне резонно предположить, что аналогичные устройства были и у строителей Баальбекской веранды. При весе блока примерно в 360 тонн требовалось 18 подъемных устройств, а с учетом, допустим, двукратной надежности - 36. Эти устройства должны были размещаться по обе стороны блока равномерно, на расстоянии примерно полметра друг от друга. При этом использовать канаты для обвязки поднимаемых блоков в данном случае нельзя, так как опущенный блок прижал бы канаты и их было бы невозможно вытащить. Выход из этого затруднения был найден путем создания системы отверстий и съемных железных стержней одинакового поперечного сечения. Количество отверстий (по 17 с одной стороны блока), а также расчет прочности железных стержней с поперечным сечением примерно 200 см2 показывает, что задача подъема блоков устройствами, использовавшихся в древности, вполне разрешима. Подтверждением этой гипотезы может считаться и то, что отверстия расположены по всей длине блока выше его средней линии, то есть выше центра тяжести блока, чтобы избежать опрокидывания блока при подъеме. В то же время, эти отверстия расположены не слишком высоко, чтобы исключить разлом блока под действием собственной тяжести.
Кшивский Л. Символика ступенчатых пирамид //
На рубежах познания Вселенной (Историко-астрономические исследования, том 22). М., 1992. С. 203-206.
Автор статьи - сотрудник астрономической обсерватории в Праге - обращает внимание читателей на то, что поначалу египетские пирамиды были ступенчатыми, как первая из них, пирамида фараона Джосера, построенная выдающимся ученым древности Имхотепом (примерно 2700-е годы до н.э.). Имхотеп был не только строителем (по-видимому, он первым осуществил строительство из отесанных камней), но также астрономом и врачом. Пирамида была построена вблизи города Он (Гелиополис), где действовал храм, посвященный богу Солнца Ра. Символом этого главного бога был конусообразный камень, водруженный на холме. Этот камень назывался бен-беном, но позже, из-за греческого влияния, солнечный символ в виде подобного камня получил название пирамидиона. (От греч. pyr - огонь, излучение.) Египтологи долгое время полагали, что подножие пирамидиона освещают первые и последние лучи Солнца. Вероятно, для большего сходства с Солнцем эти камни были позолочены. при этом, однако не объяснено, почему основной символ Солнца имел вид пирамидиона, воспроизведенного затем в гигантских размерах Имхотепом при строительстве гробницы (пирамиды) фараона Джосера.
Автор статьи полагает, что идея ступенчатой пирамиды была подсказана видом восходящего Солнца над удаленным горизонтом при отсутствии облаков и сильной дымки. Этот вид формируется путем постепенного нарастания ярких мелких или грубых слоев, и через несколько секунд после восхода Солнца появляется в виде яркой пирамиды. В диск Солнце превращается лишь после полного выхода из-за горизонта. Слоистая структура вида Солнца в первые секунды восхода обусловлена слоистостью атмосферы, по-разному преломляющей проходящие через нее солнечные лучи. Вечером. при заходе Солнца, это явление повторяется, но не в таком чистом виде, как утром, потому что слоистая структура атмосферы над поверхностью земли вблизи горизонта нарушается из-за тепловой конвекции. В случае тонкой структуры слоев вид Солнца при наблюдении невооруженным глазом напоминает яркий треугольник. Оптическая деформация такого рода наблюдается, хотя и слабее, во всех регионах мира. Наблюдатель получает впечатление, будто перед ним не стационарное тело, а как бы зарождающееся или движущееся животное. Вот это-то существо и воспринималось египтянами как бог Ра, который, подобно жуку-скарабею, катающего большой шар из навоза, выкатывает каждый день диск Солнца. Таким образом, по мнению египтян, бог Солнца Ра появлялся в виде светящегося треугольника (зубчатой пирамиды) и затем выкатывал круглое Солнце. Воспроизведением этого божества и стали ступенчатые пирамиды.
|